Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?

С чего начать подготовку к сочинению ЕГЭ по русскому языку?

Если вы уже начали подготовку к ЕГЭ, то знаете, что наиболее сложное задание из всей экзаменационной работы – это сочинение. Именно поэтому за его выполнение можно получить сразу 25 баллов (почти половину от всех баллов!). Сочинение на ЕГЭ имеет чёткую структуру, которая задаётся, во-первых, самим заданием (мы о нём ещё поговорим) и, во-вторых, критериями оценивания, которыми руководствуются эксперты, проверяя ваши сочинения.

Очень часто выпускники спрашивают, есть ли какой-либо универсальный шаблон, который можно выучить и потом использовать на экзамене при написании сочинения по любому текста. Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к значению слов «структура» и «шаблон».

Структура – это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, которая обеспечивает целостность объекта;строение и внутренняя форма организации системы.Шаблон – это образец, по которому изготавливаются изделия, одинаковые по форме, размеру и т.п.; образец, которому подражают, которому следуют без размышления; трафарет. Обратите внимание: важно научиться писать сочинение не по шаблону (трафарету), а по структуре, которая определяется последовательно расположенными и логически связанными друг с другом компонентами.

В этой статье мы расскажем вам о структуре сочинения ЕГЭ по русскому языку . Более полный и исчерпывающий материал о написании сочинения содержится в наших книгах: «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» (авторы Н.А. Сенина и А.Г. Нарушевич) и «Русский язык. ЕГЭ-2021. Тематический тренинг. Модели сочинений» (авторы Н.А. Сенина и С.В. Гармаш).

Начнём с формулировки самого задания 27, которая выглядит так:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
В задании мы специально выделили полужирным шрифтом те фразы, которые и задают
структуру вашего сочинения.

Итак, каким может быть
план сочинения ЕГЭ по русскому языку?

Сочинение-рассуждение может строиться по стандартной трёхчастной схеме:

стр. 473.jpg

Желательно употреблять в сочинении ключевые для него (и для проверяющего эксперта!) термины: проблема, комментарий (прокомментировать), примеры-иллюстрации, связь между ними, позиция автора, моё отношение (возможны различные варианты формулировок, вы можете найти их в упомянутых книгах нашего издательства), обоснование (аргументация, доказательство). Схематически структура сочинения ЕГЭ по русскому языку выглядит так:

стр. 474.jpg

Рассмотрим более подробно каждую часть сочинения.

Во вступлении можно сформулировать проблему текста. В её основе лежит некое противоречие, конфликт, конфликтная ситуация (например, проблема отцов и детей; нравственного выбора человека в годы войны; роли искусства в сохранении исторической памяти и др.). Проблема – это предмет обсуждения, та основная мысль, ради которой автор написал свой текст. Сформулируйте её в виде вопроса. К определению проблемы следует подходить самым серьёзным образом. От того, насколько верно вы это сделаете, будет зависеть всё ваше сочинение (и баллы, выставленные экспертом). В тексте обычно бывает несколько проблем, но вам достаточно сформулировать только одну. Сделать это вам помогут ключевые слова и предложения, которые можно подчеркнуть в самом тексте. Посмотрите, какие типы проблем существуют.

стр. 475.jpg

Называть тип проблемы вам совсем необязательно. А вот сформулировать её можно следующим образом:

  • самостоятельно (своими руками),
  • процитировать
  • указать номера предложений из текста, если в них проблема чётко сформулирована самим автором.

В основной части сочинения вам нужно прокомментировать проблему, используя два примера-иллюстрации, пояснив каждый, установив связь между ними и проанализировав её, представить позицию автору, выразить собственное отношение к авторской позиции и обосновать его.

Комментировать проблему необходимо с опорой на исходный текст. Комментарий должен свидетельствовать о том, что вы поняли исходный текст и верно сформулировали проблему.

Как можно прокомментировать проблему?

Своими словами

Ссылками на текст

Кроме того, нужно привести два примера-иллюстрации из текста, которые важны для понимания выбранной вами проблемы. Именно они продемонстрируют, насколько глубоко и точно вы поняли текст.

Как сослаться при комментировании на исходный текст?

Используя ссылки на номера предложений

Используя способ цитирования

Размышляя над фактами, событиями, упомянутыми в тексте.

Однако помните, что только привести примеры недостаточно. Вам нужно пояснить каждый из них, указать смысловую связь между ними и проанализировать её.

Ваша основная задача – адекватно воспринять позицию автора, что возможно только в том случае, если вы верно поняли проблему. Если вы сформулировали проблему в виде вопроса, то ответ на этот вопрос и будет позицией автора. Позиция автора – это его отношение к поставленной им же проблеме. Определяя позицию автора, не смешивайте её с позицией героя-рассказчика, что далеко не одно и то же. Авторская позиция может быть выражена прямо или косвенным образом.

Каким может быть отношение автора к поднятой им проблеме?

Позитивным (положительным)

Негативным (отрицательным)

Нейтральным

Двойственным

Каким может быть настроение автора?

Ироничным

Саркастичным

Грустным

Радостным

Пессимистичным

Оптимистичным

В сочинении вам необходимо выразить также своё собственное отношение к позиции автора текста, заявить свой тезис, а затем обосновать свою позицию. Согласны ли вы с мнением автора? Вы должны аргументировать не истинность тезиса, а лишь ценностное его значение. Помните, что постулат – это утверждение, которое принимается без доказательств. Нравственные постулаты (например: любите родину, уважайте старших) не нуждаются в доказательствах, мы подтверждаем лишь их актуальность, важность, жизненность.

Заключение обычно содержит итог всех рассуждений, вывод, состоящий из одного или нескольких предложений. Вывод может содержать и риторические вопросы.

Важно соблюдать смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения. Текст сочинения должен члениться на абзацы в соответствии с характеристикой проблемы, комментарием, авторской позицией, обоснованием собственного мнения. Следите за тем, чтобы между композиционно-структурными частями текста были логические переходы, а внутри них желательно использовать все известные вам средства связи предложений.

Сочинение, как правило, пишется в публицистическом стиле, важно не допускать никаких ошибок – ни орфографических, ни пунктуационных, ни языковых, ни речевых.

Помните, что эксперты оценивают ваши работы в соответствии с определёнными критериями, ознакомиться с которыми вам лучше ещё до того, как вы начнёте писать сочинение.

Таким образом, мы показали вам, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому языку . Более подробно об этом вы можете прочитать в книгах «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» (авторы Н.А. Сенина и А.Г. Нарушевич) и «Русский язык. ЕГЭ-2021. Тематический тренинг. Модели сочинений» (авторы Н.А. Сенина и С.В. Гармаш).

Желаем вам успешной подготовки!